100 лет натурализации евреев в Румынии

01.12.2019

Сегодня этнические евреи, живущие в Румынии, имеют равные права с коренными гражданами и пользуются всеми привилегиями жизни в стране, владея свободой вероисповедания и в равной степени поддерживая культуру Великого государства и своих предков. Но так было не всегда, иудеи прошли долгий путь притеснений и борьбы за равенство, чтобы натурализоваться в Европе и вести активную общественную жизнь. Многие сильные и талантливые представители еврейской общины отличились в истории, внеся достойный вклад в борьбу за независимость своего нового дома, развитие экономики, культуры и общества.

Предыстория борьбы евреев за равенство

История еврейского народа, переселившего на европейские земли, всегда была мрачной и непростой. Слаборазвитые в Средние века и эпоху Возрождения народные общины в восточных регионах европейского континента недолюбливали чужеземцев и всячески препятствовали их благоустройству. Евреям не давали развивать собственное дело, получать хорошую работу или занимать социально значимые позиции и принимать участие в общественной жизни. В XIX в. их не допускали к свидетельствованию в судах, ограничивали торговую деятельность, не позволяли селиться в хороших и развитых районах городов.

Даже на государственном политическом уровне меньшинства, в том числе и еврейская диаспора, поддавались гонениям и притеснению. Создавались комиссии по депортации, бывали случаи истязания. Развитые Европейские государства неоднократно выдвигали требования к Румынскому правительству прекратить беспорядки, но тогдашние власти лишь на словах поддерживали дипломатическую игру.

В период русско-турецкой войны ситуация на юго-востоке Европы по еврейскому вопросу была напряжённой, у представителей меньшинства практически не было прав и полноценных возможностей. Представители переселенцев создавали свои сообщества и пытались бороться за равноправие и признание на законодательном уровне, поскольку в других развитых странах на тот момент положение евреев было более выгодным.

Власти Румынии и соседствующих территорий давали разгромный отпор таким движениям и периодически издавали распоряжения, так или иначе ограничивавшие свободу иноверцев. Тем не менее, евреи, жившие в конце XIX - начале XX столетия на территории государства, сделали большой вклад в развитие экономики и культурной жизни Румынии.

Они сражались в рядах армии в период Войны за независимость в 1877-1878 годах, во время I мировой, хотя до 1919 года они так и не имели гражданских прав. Пресловутая 7 глава прежней Конституции 1866 года запрещала неправославным верующим принимать гражданство страны.

Переломные события в судьбе румынских евреев

По завершении I мировой войны еврейские жители Старой Румынии обрели законное право на гражданство Великого государства. По завершении боевых действий международные договоры о мире обязали Румынию, как и другие освобождённые и независимые страны, учесть права меньшинств, которые жили на территории страны на момент образования нового государства. После 1919 года законодательство Румынии официально закрепило права евреев, которые десятки лет боролись за свои интересы во всём мире. Так начался новый, свободный этап в социально-политической жизни европейских этнических меньшинств.

Теперь, через 100 лет, Лия Бенджамин, известный исследователь, поведала историю граждан Румынии, исповедовавших иудейскую религию. В её повествовании раскрываются не только перипетии на пути евреев к признанию их гражданских прав, но и сама историческая действительность восточно-европейского государства того времени.

Автор утверждает, что политическая история иудеев в Румынии как борьба за голос и социальные права началась в 1857 году во время событий, предшествовавших объединению 1859 года. В то время Румынией правили местные князья, но сюзереном оставался турецкий султан. Начало движению за свободу положил ЮлиуБараш, он стал автором докладной, представленной принцу каймакаму Гика.

В записке представлялся ряд прошений о правах евреев в Румынии, описывались ожидания равенства со всеми гражданами, какое предоставлялось тогда их единоверцам в других государствах Европы. Позже подобные ходатайства поступали от британских и американских представителей. Турецкий правитель грозил навести порядок посредством вмешательства собственных войск. Предъявленные требования Румыния смогла удовлетворить лишь по окончании I мировой войны, когда произошли колоссальные изменения в политической жизни. Но даже тогда полностью реализовать запросы о равенстве не удалось - евреям выставляли весомые ограничения и оговорки.

К концу XIX века в Румынии, как в других частях Европы началось Сионистское движение, участники которого открыто боролись за права меньшинства. Открывались еврейские школы, создавались общины для внутренней поддержки членов и представления интересов евреев на социально-политическом уровне.

Введение закона о натурализации

До войны румынское общество тяготело к сельскому устройству, как и другие центрально-европейские страны, к чужеземцам там относились недружелюбно. Во всей Европе тогда прослеживались антисемитские настроения. Хотя евреи и проводили активные кампании по привлечению внимания и симпатий, в первую очередь - со стороны политиков, их юридическое положение не менялось до весны 1918 года, когда был подписан Бухарестский договор.

Лия Бенджамин сказала об этом, что подписание мира 24 апреля 1918 года в Бухаресте - важный знаковый шаг, отделивший старую историю от нового равноправного отношения и признания политических прав национальных меньшинств. Германия при подписании документов требовала включения специальной “Главы 28” касательно евреев: вероисповедание никак не должно отражаться на гражданском статусе и состоянии населения страны. Подразумевалась полная натурализация современного населения с сохранением свободы поддерживать этническую культурную принадлежность и веру.

Также был издан закон, предусмотревший предоставление равноправия всем участникам войны, состоявшим в Румынских войсках и отстаивавших свободу государства, всем родившимся на территории страны во втором поколении, если они отказались или не получили “иностранного подданства”.

Правительство, возглавляемое А. Маргиломаном, прикладывало все усилия, чтобы реализовать на практике мирные постановления, но такая политика сталкивалась с сопротивлением. Обсуждалось, что предложенное содержание договорабыло выдвинуто германской еврейской общиной.

Летом 1918 года приняли закон о процедуре натурализации евреев. Его положения был довольно сложным и ограничивали права иудеев. Для получения гражданства необходимо было предоставление ряда справок, получить которые было не вполне возможно. Союз местных евреев опротестовал сложившуюся ситуацию в Парламенте, ссылаясь на неясные и некорректные формулировки закона. Председатель В. Филдермани участники Союза объявили закон невыполнимым и непрактичным.

Реализация изменений

Уже осенью того же года произошли важные изменения. А. Маргиломан подал в отставку, и новый глава И. Брэтиану предложил новую версию закона о натурализации. Теперь евреи из Бессарабии, Баната, Буковины и Трансильвании получали гражданство и полный комплекс прав, а у 270 тысяч натурализованных жителей Старого Королевства такой возможности не появилось. Версию закона Брэтиану жёстко критиковали как представители меньшинств, так и сторонние наблюдатели, поддерживавшие интересы евреев в Европе.

Еврейские организации ходатайствовали о предоставлении гражданских прав и свобод на основании обычного заявления о рождении в Румынии и отсутствии другого гражданства. Ведь только такими документами тогда фактически обладали жители страны, появившиеся от переселившихся предков. В итоге движение протестов взяло своё - весной 1919 года под давлением общественного мнения был утверждён новый закон о предоставлении гражданства по заявлению от просителя, опубликованный в Государственном вестнике. Так многие уже натурализовавшиеся жители обрели свободу вести активную деловую и социальную жизнь без притеснений.

К сожалению, закон 1919 года не защитил евреев полностью - в 1938 году произвели пересмотр полученных евреями прав и привилегий, что положило начало страшному этапу Холокоста. Но именно после I мировой войны начат отсчёт официальной натурализации евреев и получения ими гражданского равноправия в Румынии.

Сегодня все тяжёлые военные времена позади, а экономическая и культурная жизнь Румынии вышла на достойный уровень развитого европейского государства. В юбилей натурализации граждан с еврейскими корнями, можно с достоинством вспомнить этот непростой, но смелый и твёрдый путь и отдать дать уважения каждому, кто принимал участие в освобождении и утверждении независимости Великой Румынии, а также сделал экономический и культурный вклад в её процветание.

Читайте также : ПОЛУЧЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РУМЫНИИ НА ДЕКАБРЬ 2019 ГОДА.