Изменения в законе о гражданстве Румынии

02.10.2017

ОФИЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОР РУМЫНИИ, ЧАСТЬ I, № 760/25.IX.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РУМЫНИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РУМЫНИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о внесении изменений и дополнений в Закон о румынском гражданстве № 21/1991

(Перевод с румынского)

Учитывая необходимость выяснения в срочном порядке некоторых инцидентов в процессе предоставления и восстановления румынского гражданства в результате сложившейся нестандартной практики при получении румынского гражданства несовершеннолетними детьми, родившимися от родителей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, вызвавших разногласия в толковании на уровне уполномоченных органов в этой области, и спровоцировавших серьезные последствия относительно положения лиц, которые ссылались на права, возникающие из того, как государственные институты применяли до сих пор действующие положения, так:

—на первом этапе толкование и применение на практике ст. 9 вновь изданного Закона о румынском гражданстве № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями заключалось в том, что для несовершеннолетнего получение румынского гражданства будет квазиавтоматическим по происхождению без обязательного прохождения процедуры предоставления румынского гражданства компетентными органами вместе с родителями в соответствии с законом;

—в настоящее время на уровне органов государственной власти, обладающих полномочиями в области актов гражданского состояния, документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, вышеупомянутые положения законодательства применяются в том случае, когда предоставление гражданства по заявлению несовместимо с приобретением его по закону, таким образом, в ситуации, когда для заявителя не была соблюдена процедура предоставления компетентными органами румынского гражданства одновременно с родителями или одним родителем, данные органы отказывают в регистрации свидетельств или выписок из записей актов гражданского состояния, выданных иностранными органами, в румынских записях актов гражданского состояния или в выдаче документа, удостоверяющего личность, или румынского паспорта или, при необходимости, в продлении этих документов, выданных ранее, учитывая, что данные лица не приобрели румынское гражданство,

принимая во внимание тот факт, что данная практика вызвала множество споров, окончательно урегулированных или находящихся в процессе рассмотрения в судебном порядке,

учитывая, что судебная практика Европейского суда по правам человека гласит, что:

—с точки зрения качества, ясности и предсказуемости закона особое значение имеет последовательная и неизменная практика в установлении предсказуемого характера права, применяемого в вопросах о гражданстве;

—право на приобретение или сохранение гражданства определенного государства не гарантируется Конвенцией или ее протоколами, но не исключает возможность того, что отказ или добровольное аннулирование гражданства создаст проблему согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в определенных обстоятельствах из-за воздействия такой меры в отношении частной жизни лица,

учитывая, что по сравнению с ранее изложенной ситуацией процедура получения румынского гражданства для несовершеннолетних детей должна быть пересмотрена в связи с необходимостью принятия новых правил, которые незамедлительно устранят возможность дальнейшего возникновения состояния неопределенности среди лиц, которые могут быть затронуты путем применения указанной процедуры, устанавливающей четкие основные и процедурные правила для учреждений, обладающих компетенциями на местах, с целью устранения риска различных толкований,

принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент существует большое количество людей, которые на разных этапах, ссылаясь на права в результате применения закона, находились в неопределенной ситуации относительно их правового статуса, необходимо урегулировать некоторые переходные правила, которые признают статус румынских граждан и как можно скорее устраняют серьезные последствия для данных людей для осуществления нормальной семейной и профессиональной деятельности, учитывая, что в период 2015-2017 гг. в отчетах Главного Управления Паспортного стола в отношении лиц, которые не прошли процедуру получения румынского гражданства вместе с родителями, но находились в ситуациях, связанных с паспортной деятельностью, было установлено наличие 951 заявления об отклонении в выдаче паспортов на основании того, что заявители не предоставили доказательств получения румынского гражданства, а в судебных инстанциях было зарегистрировано 31 дело, в которых Главное Управление Паспортного стола имел/имеет статус ответчика, а объект был сформулирован по-разному, из них 12 дел были окончательно урегулированы, и во всех случаях принимались решения об отказе в подаче аппеляций,

принимая во внимание тот факт, что, согласно отчету Отдела Записи Актов Гражданского Состояния Сектора 1 Муниципия, Бухарест в суд было подано 285 исков с целью «аннулирования записей актов гражданского состояния» без владельца акта гражданского состояния, предоставившего документы, подтверждающие наличие румынского гражданства согласно закону или „обязательство сделать его", вынесенные окончательно в качестве решений суда первой инстанции или находящиеся в процессе рассмотрения судом первой инстанции, а также выгодные как обладателям гражданства, так и органам публичной власти,

принимая во внимание тот факт, что число лиц, чьи заявления о регистрации были отклонены, оправдывая тем, что проведенные проверки не привели к уточнению правового статуса по отношению к румынскому государству, является высоким (2014: 21 заявка; 2015: 583 заявки; 2016: 69 заявок; 2017: 13 заявок), в контексте чего на уровне Национального Органа по вопросам Гражданства в период 2010-2017 было утверждено 499.904 заявления о восстановлении румынского гражданства, в том числе в общей сложности 122.375 детей, а количество указанных детей записано только в 84 785 заявлениях из общего числа утвержденных заявлений,

принимая во внимание тот факт, что необходимы аналогичные законодательные меры в качестве особого решения во избежание появления дифференцированного подхода, определяющего путем исключения некоторых категорий лиц от получения данных преимуществ и, соответственно, людей, для которых оно было установлено окончательным судебным решением, не получившим румынское гражданство, поскольку они не прошли процедуру выдачи румынского гражданства в компетентном органе одновременно с родителями или родителем, получившим румынское гражданство, но зарегистрировавшим или перерегистрировавшим в румынском регистре актов гражданского состояния свидетельства или выписки из записи актов гражданского состояния, выданные иностранными органами власти, и получившим, при необходимости, отметку в румынских записях актов гражданского состояния о получении румынского гражданства, будучи несовершеннолетними на момент приобретения или восстановления румынского гражданства родителями или, при необходимости, одного из родителей,

учитывая необходимость обеспечения определенного правового статуса в отношении получения румынского гражданства усыновленным ребенком, необходимо урегулировать ситуацию, в которой усыновление осуществляется супругом, гражданином Румынии, и биологическим или приемным родителем, иностранным гражданином, или гражданином Румынии, который находится в стабильных отношениях и сожительствует с данным родителем на условиях, предусмотренных вновь изданным Законом № 273/2004 о процедуре усыновления,

поскольку учитывая непостоянный объем заявлений о гражданстве в адрес Национального Органа по вопросам Гражданства с момента его создания и до настоящего времени (в 2010 году — 96.695, в 2011 г. -102.719, в 2012 г. — 89.033, в 2013 г. — 53.181, в 2014 г. — 21 987, в 2015 г. — 81.531, а в 2016 г. — 115.217) для создания возможности регулярной адаптации соответствующего числа членов Комиссии по вопросам гражданства с учетом объема текущей деятельности, чтобы данные колебания не влияли на темпы запросов, необходимо, в зависимости от людских ресурсов, чтобы увеличить количество членов Комиссии по вопросам гражданства, осуществляющих свою деятельность в пределах минимального кворума не менее 3 членов, по приказу министра юстиции, что, вероятно, будет способствовать улучшение государственной службы с благоприятными последствиями для удовлетворения заявлений о предоставлении и восстановлении румынского гражданства,

во избежание серьезных нарушений в интересах общества, требующих принятия немедленного решения, согласно вышеизложенного,

в соответствии со ст. 115 п. (4) вновь изданной Конституции Румынии,

Правительство Румынии принимает настоящее чрезвычайное постановление.

Ст. I — Закон о румынском гражданстве № 21/1991, вновь изданный в Официальном Мониторе Румынии, Часть I, № 576 от 13 августа 2010 года, с последующими изменениями и дополнениями, должен быть изменен и дополнен следующим образом:

  1. В ст. 6 после п. (3) вносится новый п. (4) со следующим содержанием:

„(4) в случае, если усыновление осуществляется супругом, гражданином Румынии, и биологическим или приемным родителем, иностранным гражданином, или гражданином Румынии, который находится в стабильных отношениях и сожительствует с данным родителем на условиях, предусмотренных вновь изданным Законом № 273/2004 о процедуре усыновления, гражданство несовершеннолетнего определяется по обоюдному согласию усыновителей и родителя - иностранного гражданина. В случае, если усыновители не приходят к согласию, вопрос принадлежности ребенка к гражданству решается судебной инстанцией исходя из его интересов. Если ребенку исполнилось 14 лет, необходимо его согласие."

  1. В ст. 9 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

„Ст. 9. — (1) Ребенок, родившийся от родителей, являющихся гражданами других государств либо лицами без гражданства, не достигший возраста 18 лет и проживающий на территории Румынии на момент подачи заявления, приобретает румынское гражданство по заявлению родителей вместе с ними; заявление должно быть подано одновременно с заявлением родителей о предоставлении румынского гражданства на основании ст. 8.

(2)       В случае, если один из родителей подает заявление о предоставлении румынского гражданства на основании ст. 8, родители приходят к обоюдному согласию о гражданстве ребенка, не достигшего возраста 18 лет и проживающего на территории Румынии на момент подачи заявления. Если родители не приходят к согласию, вопрос принадлежности ребенка к гражданству решается судебной инстанцией исходя из его интересов. При этом, если ребенку исполнилось 14 лет, необходимо его согласие.

(3)       Заявление о предоставлении румынского гражданства в соответствии с п. (2) ребенку, не достигшему возраста 18 лет, будет подано одновременно с заявлением родителя о предоставлении румынского гражданства. Ребенок получает румынское гражданство автоматически вместе с родителем.

(4) В порядке исключения из положений пунктов (1) и (3) для ребенка, родившегося после даты подачи заявления родителями или, в зависимости от обстоятельств, родителем, заявление может быть подано до момента получения ими румынского гражданства.

(5) В случае, если несовершеннолетний не получил румынское гражданство в соответствии с п. (1) или (3), родители или, при необходимости, родитель, получивший румынское гражданство на основании ст. 8, могут/может подать заявление о предоставлении румынского гражданства несовершеннолетнему, если он проживает на территории Румынии на момент подачи заявления. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие средств к существованию на условиях, предусмотренных ст. 8 п. (1) пп. d), а также, при необходимости, согласие другого родителя. Рассмотрение заявления производится приказом председателя Национального Органа по вопросам Гражданства на основании доклада, содержащего мотивированное предложение Комиссии по вопросам гражданства при надлежащем применении положений п. (2). Несовершеннолетний приобретает румынское гражданство в момент издания приказа председателем Национального Органа по вопросам Гражданства. В случае, если ребенок достигает совершеннолетнего возраста в процессе рассмотрения заявления, он приносит присягу.

(6) Положения п. (1)-(5) применяются также в случае подачи заявления на получение румынского гражданства от лица ребенка, не достигшего возраста 18 лет, родителями или, по обстоятельствам, родителем, которые ходатайствуют о предоставлении румынского гражданства на основании ст. 8¹ и 8²."

  1. В ст. 10 после п. (3) вводятся три новых пункта (4)-(6) со следующим содержанием:

„(4) Заявление на получение румынского гражданства от лица ребенка, не достигшего возраста 18 лет, должно быть подано одновременно с заявлением родителей или, при необходимости, родителем о восстановлении румынского гражданства. В случае, если только один из родителей просит восстановления румынского гражданства, необходимо согласие другого родителя, а также ребенка, достигшего возраста 14 лет. Несовершеннолетние дети получают румынское гражданство вместе с родителями или, при необходимости, с одним из них. Положения ст. 9 п. (4) остаются применимыми.

(5)       В случае, если несовершеннолетний не приобрел румынское гражданство в соответствии с п. (4), родители или, при необходимости, родитель, получивший румынское гражданство, может подать заявление на получение румынского гражданства от лица несовершеннолетнего. Рассмотрение заявления производится приказом председателя Национального Органа по вопросам Гражданства на основании доклада, содержащего мотивированное предложение Комиссии по вопросам гражданства при надлежащем применении положений п. (4). Несовершеннолетний ребенок приобретает румынское гражданство на момент издания приказа председателем Национального Органа по вопросам Гражданства. В случае, если ребенок достигает совершеннолетнего возраста в процессе рассмотрения заявления, он приносит присягу.

(6)       В случае, если только один из родителей просит восстановления румынского гражданства или, при необходимости, восстановил румынское гражданство, а родители не пришли к обоюдному согласию о гражданстве ребенка, не достигшего возраста 18 лет и проживающего на момент подачи заявления на территории Румынии, суд по месту жительства несовершеннолетнего вынесет решение исходя из его интересов. При этом, если ребенку исполнилось 14 лет, необходимо его согласие."

  1. В п. 2 ст. 11 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

„(2) Положения ст. 10 п. (2)-(6) применяются соответствующим образом."

  1. В п. (3) и (4) ст. 14 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

„(3) Члены Комиссии и ее председатель назначаются приказом министра юстиции сроком на 2 года и могут быть отозваны в течение всего срока полномочий приказом министра юстиции. Число членов Комиссии устанавливается ежегодно приказом министра юстиции.

(4) Комиссия осуществляет постоянную деятельность, состоит из сотрудников юридической специальности, а именно судей и прокуроров в рамках Национального Органа по вопросам Гражданства, один из которых имеет статус председателя. Работа Комиссии не является публичной, она проводится в присутствии минимум 3 членов под руководством председателя, а в его отсутствие - назначенным членом."

  1. В п. (7) ст. 20 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

„(7) В случае, если несовершеннолетние дети приобретают румынское гражданство одновременно с родителями или с одним из них, им выдается отдельное свидетельство о гражданстве без принесения присяги.”

  1. В ст. 20 после п. 7 вводится новый п. (7¹) со следующим содержанием:

„(7¹) В случае, когда несовершеннолетние дети получают румынское гражданство в соответствии со ст. 9 п. (5) и (6), ст. 10 п. (5) или ст. 11 п. (2), им выдается свидетельство о гражданстве."

  1. В п. (2) ст. 22 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

„(2) Гражданство ребенка в возрасте до 14 лет подтверждается заграничным паспортом без отметки «личность не установлена», сертификатом, предусмотренным ст. 20 п. (7) и (7¹) или копией румынского свидетельства о рождении, сопровождаемой документом, удостоверяющим личность, свидетельством о гражданстве или паспортом любого из родителей, выданным румынскими властями, либо документами, указанными в ст. 23.”

Ст. II. — (1) Лица являются румынскими гражданами с момента получения или восстановления румынского гражданства обоих родителей или, при необходимости, одного из родителей лица, не прошедшие процедуру получения румынского гражданства в компетентном органе в соответствии с законом вместе с родителями, которые получили румынское гражданство или, при необходимости, с родителем, получившим румынское гражданство, но получившие регистрацию или выписку из румынских записей актов гражданского состояния свидетельств или выписок из записей актов гражданского состояния, выданных иностранными органами власти, или, при необходимости, запись о гражданском статусе, составленную в румынских регистрах гражданского статуса с упоминанием о приобретении румынского гражданства до момента вступления в силу настоящего чрезвычайного постановления на основании ст. 9 вновь изданного Закона о гражданстве Румынии № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, и вновь изданного Закона № 119/1996 об актах гражданского состояния с последующими изменениями и дополнениями в результате приобретения или восстановления румынского гражданства обоими родителями или, при необходимости, одним из родителей, будучи несовершеннолетними на момент получения или восстановления румынского гражданства родителями или, при необходимости, родителем.

(2)       Положения п. (1) применяются в соответствии с предусмотренными условиями и к лицам:

а)         у которых по окончательному решению суда были аннулированы акты гражданского состояния, при необходимости, сведения о получении румынского гражданства, внесенные в акты гражданского состояния, или документы, удостоверяющие личность, или румынские проездные документы, выдаваемые на основании записей актов гражданского состояния, или отметок о получении румынского гражданства на основании того, что они не получили румынское гражданство, поскольку не прошли процедуру приобретения румынского гражданства в компетентном органе в соответствии с законом вместе с родителями, которые получили румынское гражданство, или, при необходимости, с родителем, получившим румынское гражданство;

  1. b) в отношении которых по окончательному решению суда в ситуациях, не предусмотренных п. а), установлено, что они не приобрели румынское гражданство на основании того, что не прошли процедуру получения румынского гражданства в компетентном органе в соответствии с законом вместе с родителями, которые получили румынское гражданство или, при необходимости, с родителем, получившим румынское гражданство.

(3)       Заявления о регистрации или перерегистрации в румынских записях актов гражданского состояния свидетельств или выписок из записей актов гражданского состояния, выданных иностранными органами власти, а также заявления о регистрации отметки о получении румынского гражданства в записях актов гражданского состояния, составленной в румынских записях актов гражданского состояния, сформулированных в ст. 9 вновь изданного Закона № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, и вновь изданного Закона №  119/1996 с последующими изменениями и дополнениями, и представленных в соответствующие органы до момента вступления в силу настоящего чрезвычайного постановления, должны рассматриваться с учетом положений п. (1) с соблюдением предусмотренных условий. Положения ст. 9 п. (2) вновь изданного Закона № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями являются и остаются применимыми при рассмотрении данных заявлений; однако, в отступление от положений ст. 9 п. (2) вновь изданного Закона № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, ребенок, достигший совершеннолетнего возраста, сам принимает решение о гражданстве. Лица, которым было отказано в данных заявлениях до момента вступления в силу настоящего чрезвычайного постановления, могут подать новые заявления.

Ст. III. — Заявления, находящиеся в процессе рассмотрения Комиссией по вопросам Гражданства в составе Национального Органа по вопросам Гражданства, будут рассматриваться в соответствии с процедурой, предусмотренной вновь изданным Законом № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, поскольку были внесены изменения и дополнения в настоящее чрезвычайное постановление.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

МИХАЙ ТУДОСЕ