Как отразятся черные списки ЕС на владельцах вторых паспортов?

23.06.2020

Некоторые владельцы вторых паспортов могут жаловаться на то, что их данные проходят более тщательную проверку в европейских банковских учреждениях.

Когда человек воспринимает второе гражданство как инвестиции, его подход к получению паспорта становится прагматичным, и ему приходится анализировать связанные с этим риски. Естественно, все новости о том, что в законодательство вносятся какие-то изменения, вызывают тревогу. Тем более, когда в тексте новости мелькает понятие черного списка ЕС.

Но нужно сразу отметить, что наличие второго паспорта с этим списком никак не связано. Более того, лично на гражданина страны, попавшей в этот список, никакие санкции не накладываются, и никаких правовых последствий это за собой не влечет. Некоторые владельцы вторых паспортов могут жаловаться на то, что их данные проходят более тщательную проверку в европейских банковских учреждениях. Но законами никакие ужесточения проверок в отношении граждан этих стран введены не были.

Как понимать законодательные правила?

По словам Сергей Нестеренко, старшего советника компании HillConsulting, который специализируется на вопросах международного налогообложения, речь не идет о гражданах той или иной страны. Есть рекомендации ЕС, есть банковское законодательство, но они распространяются на резидентов страны, попавшей в черный список. Например, человек хочет открыть счет в швейцарском банке. В таком случае он предъявляет свой гражданский паспорт – например, Украины или России. Но ему нужно еще предъявить документы, которые подтвердят его налоговое президентство и отобразят реальное место жительства. Например, если есть договор аренды жилья или документы на недвижимость, нужно их предъявить.

При этом страна, резидентом которой является человек, далеко не всегда совпадает со страной гражданства. И, если есть налоговый номер другой страны или оплаченные счета на коммунальные услуг (они подтвердят проживание по указанному адресу), то человека будут считать резидентом государства, в котором оформлены эти бумаги. А паспорт при этом играет второстепенную роль.

Понятно, что у банка все равно есть право интересоваться, почему человек оформил два гражданства и не живет постоянно там, где получал паспорт. Но если человек проживает в другой стране на законных основаниях, например, из-за бизнеса, трудового контракта, обучения, то никаких проблем не будет. На текущий момент еще не было случаев, когда страдали интересы граждан государств, попавших в черные списки ЕС.

Особенности законодательства

Для того, чтобы лучше разобраться в сути вопроса, нужно узнать, что стоит за понятием черного списка государств. В этот перечень изгоев попадают те страны, которые с точки зрения официальной политики ЕС не выполняют все требования, касающиеся раскрытия информации по вопросам налогообложения. Компании, зарегистрированные в этих государствах, как и сами страны, столкнутся с проблемами, вызванными наложением санкций и использованием других инструментов давления.

В основном усиленные меры проверки будут применяться против юридических лиц, зарегистрированных в юрисдикции государств из черного списка. Кроме того, к таким компаниям могут применять дополнительные требования относительно предоставляемой документации.

Более того, если они получают свои доходы в ЕС, то ставки налога в этом случае будут выше. Европейские государства могут применять в отношении таких юридических лиц и другие фискальные меры, которые носят защитный характер. Еще один важный момент – если европейские компании будут заключать трансграничные сделки с юридическими лицами из стран-изгоев, требования к раскрытию информации будут более жесткими, в соответствии с Директивой об административном сотрудничестве в области налогообложения (сокращенно она называется DAC6). Этот момент отмечают в своем отчете и аналитики PWC.

С какими проблемами столкнутся страны из черного списка

Следует выделить такие основные моменты:

  1. «Черный список» ЕС напрямую связан с ограничением в финансировании. Такие организации как Европейский фонд стратегических инвестиций (известен как EFSI) или Европейский фонд устойчивого развития (он же – EFSD) не смогут выделять деньги организациям из государств, попавших в список. Также им не будут выдаваться средства в рамках Мандата внешнего кредитования. Но это касается только программного финансирования. Европейское законодательство не исключает прямые инвестиции в страны-изгои, и какие-то конкретные местные проекты все равно будут финансироваться, поскольку для большинства государств это единственная возможность их сохранить. В список попали в основном бедные страны, которые не могут сами выделять средства на местное развитие или решение вопросов экологии.

  2. «Черный список» связан и с другими нормативными документами ЕС. В основном это все, что касается профессиональных посредников, то есть деятельности финансовых институтов, юристов и даже налоговых консультантов. Они должны будут автоматически отчитываться перед налоговыми органами относительно своих контактов с юридическими лицами из государств, попавших в список.

  3. Деньги, которые переводятся на счета в европейских банков из стран-изгоев также подвергаются дополнительным проверкам, чтобы убедиться, что они не являются результатом отмывания незаконно полученных доходов.

Таким образом, в законодательных актах ничего не говорится о том, что какие-то претензии могут предъявляться к гражданам этой страны. Если только они не пользуются счетами, открытыми на компанию, зарегистрированную где-нибудь в оффшорной зоне.

На что обращают внимание в ЕС

В Европе всегда акцентируют внимание на странах, в которых действуют законы низкого или нулевого налогообложения. Обычно этой лазейкой пользуются транснациональные корпорации, которые выводят свои доходы в такие страны, чтобы избежать необходимости платить налоги.

Также в поле зрения европейских структур попадают государства, которые, несмотря на существующие договоренности, не провели налоговые реформы.

Для всех этих стран с декабря 2017 года в Еврокомиссии ведено понятие черного и серого списков, в которые и попадают государства, утаивающие информацию о налогообложении и прибылях юридических лиц. Это делается на основе принятой в 2015 году четвертой директивы, направленной на борьбу с отмыванием денег. Если страна исправит ситуацию с налогообложением, ее уберут из списков. Например, Черногория и Турция уже попадали в такие списки, а затем выбывали из него. На положении их граждан это никак не сказалось.

Читайте также: ПРОВЕРКА ДОСАРА НА РУМЫНСКОЕ ГРАЖДАНСТВО В 2020 ГОДУ