Новые правила осуществления поездок в ЕС

29.01.2022

Советом ЕС были приняты рекомендации, касающиеся безопасного перемещения по ЕС в период пандемии коронавируса. Полностью вакцинированные, а также те, кто успел сделать бустер, получат цифровой сертификат. Он будет действовать на протяжении 270 суток. Итак, уже с 1 февраля 2022 года начинают действовать новые положения.

Пассажиры, имеющие действительный сертификат ЕС COVID в цифровом виде, не могут быть подвергнуты каким-либо ограничениям по перемещению.

Действующий сертификат ЕС COVID включает в себя:

  • Свидетельство о вакцинации любой из вакцин, которые были ранее одобрены на европейском уровне. Но следует обратить внимание на то, что со времени полной вакцинации или введения бустера должно пройти 14 или больше суток, но в то же время — не больше 270 дней. Государства-участники также могут принимать сертификаты, подтверждающие введение вакцин, которые были одобрены ВОЗ, либо национальными органами.
  • Наличие отрицательного результата теста ПЦР, который был получен в последние 72 часа, либо отрицательного результата по экспресс-тесту на антиген — его следует получить не течение 24 часов до совершения поездки.
  • Справку о том, что человек выздоровел, и с момента полученного первого положительного результата теста на COVID-19 прошло меньше, чем 180 суток.
  • Если у человека отсутствует цифровой сертификат ЕС на COVID, то в этом случае может понадобиться прохождение теста до прибытия в страну, либо в срок 24 часа после прибытия. Дети в возрасте младше 12 лет, а также пассажиры пригородной зоны освобождаются от выполнения данного требования.

Принятое новое соглашение следует вслед за другим предложением Европейской Комиссии, которое появилось 25. 11. 2021 г.

«С начала пандемии у нас были различные решения, обеспечивающие безопасность людей и в то же время позволяющие обеспечить свободное перемещение. Осуществление координации в данной сфере на уровне ЕС важно для дальнейшего обеспечения безопасности тех, кто отправляется в путешествие по ЕС. Это мера безопасного путешествия. А обеспечивается она за счет получения людьми цифрового сертификата ЕС COVID. Больше, чем 1,2 млрд. полученных сертификатов говорят об успехе практического применения данного положения. В настоящее время оно применяется, кроме ЕС, практически во всех странах мира.», — говорит Стелла Кириакидес, еврокомиссар по вопросам в сфере здравоохранения.

ECDC (Европейский центр профилактики и контроля заболеваний) должен продолжить публикацию карт регионов стран-участников с предоставлением сведений о наличии в том или ином месте риска заражения. При этом применяется система светофора (красный, темно-красный, оранжевый, либо зеленый цвета). При составлении данной карты принимается в расчет частота регистрации заболевания за последние две недели. В расчет принимаются также частота проводимых тестов и количество вакцинировавшихся.

На основе данной карты страны-участники должны со своей стороны предпринять все необходимые меры для обеспечения безопасности поездок в первую очередь на территорию темно-красных зон, где вирус наиболее активен. Важно по возможности препятствовать не столь существенным поездкам людей. Те, кто прибывает в данные районы, и у кого отсутствует сертификат вакцинации, либо выздоровления, должны пройти тестирование и отсидеть карантин после прибытия.

Исключения могут быть применены в отношении тех, у кого существует крайняя необходимость в поездке. Кроме того, ограничения существуют для трансграничных пассажиров и для детей младше 12 лет.

Страны-участники должны принять решение относительно того, принимать ли на практике ограничения относительно свободного перемещения для обеспечения защиты здоровья населения; координация в данном вопросе имеет весьма важное значение. Советом была принята 13. 10. 2020 г. рекомендация применения на практике скоординированного подхода к ограничению свободы перемещения в условиях существующей пандемии COVID-19. Рекомендации обновлены с 01. 02. 2021 г., а также с 14. 06. 2021 г. В них отражены наиболее общие существующие критерии и пределы возможных применяемых мер в отношении пассажиров.

Рекомендации Совета не относятся к числу юридически обязательных документов. Власти стран-участников сами со своей стороны несут ответственность за фактическое выполнение содержания данных рекомендаций.