Шенгенская зона - какие изменения внесут в Шенгенский кодекс

22.06.2024

Шенгенский кодекс о границах ЕС включает в себя изменения, которые определяют условия и процедуры временного закрытия внутренних границ в случае угрозы общественной безопасности или здоровью. Эти изменения делают процессы более централизованными, обеспечивают прозрачность

Совет Европейского союза одобрил 24 мая новую версию Шенгенского кодекса о границах.

Этот документ устанавливает правила управления как внутренними, так и внешними границами Шенгенской зоны. Согласно новым положениям, страны-участники Шенгенского соглашения могут временно закрывать пограничные пункты, если они испытывают трудности с контролем наплыва нелегальных мигрантов и считают это угрозой общественной безопасности. В случае чрезвычайных ситуаций, таких как пандемии, общие требования для путешественников будут устанавливаться Советом ЕС, а не отдельными странами, как это происходило ранее.

Еще изменения устанавливают условия для передачи граждан третьих стран из одного государства Шенгенской зоны в другое, если те нарушают законы.

Эти поправки вступят в силу через 20 дней после публикации в Официальном журнале Евросоюза. По состоянию на 18 июня 2024 года документ еще не был опубликован. Ознакомиться с одобренными изменениями в кодекс можно на сайте Совета ЕС. Теперь подробнее о каждом изменении.

Что нужно знать о внешних и внутренних границах ЕС

В Шенгенском кодексе различают два типа границ: внешние и внутренние.

Внешние границы — это границы между государствами Шенгенской зоны и другими странами. Например, сухопутная и воздушная границы между Финляндией и Россией являются внешними. Полет из Турции в Финляндию также считается пересечением внешней границы.

Внутренние границы — это границы между странами Шенгенского соглашения. Например, между Испанией и Францией, Германией и Нидерландами. На этих границах обычно отсутствует пограничный контроль: грузы, визы, паспорта и цели поездок не проверяются без особых распоряжений.

Также важно различать страны-члены ЕС и страны-члены Шенгенской зоны. Например, Франция входит в ЕС и граничит со Швейцарией, которая не является членом Евросоюза. Однако с 2008 года Швейцария входит в Шенгенскую зону, поэтому граница между Францией и Швейцарией считается внутренней.

В то же время Кипр и Ирландия входят в ЕС, но пока не подписали Шенгенское соглашение. Поэтому туристы, прилетающие на Кипр или в Ирландию из Италии, должны проходить пограничный контроль.

Между ЕС и странами, входящими в Шенгенскую зону, заключены определенные соглашения. Поэтому поправки к кодексу, принимаемые Советом ЕС, распространяются на внешние и внутренние границы Шенгенской зоны. Ирландия следовать этим поправкам не обязана, а Кипр находится в процессе присоединения к Шенгенской зоне, поэтому для него могут действовать особые условия.

Что изменится на внешних границах Шенгена

Основные изменения касаются ситуаций, связанных с миграционными кризисами и здравоохранением.

Действия стран в случае миграционных кризисов. Поправки к кодексу устанавливают порядок действий государств, когда слишком много мигрантов пытаются незаконно пересечь внешние границы Шенгенской зоны, применяя силу и угрожая безопасности и правопорядку.

В таких случаях власти стран-членов Шенгенской зоны смогут временно закрывать контрольно-пропускные пункты или ограничивать их рабочее время. Эти меры не должны касаться граждан ЕС, резидентов с национальными долгосрочными визами, а также членов их семей.

В старой редакции кодекса таких правил не было, поэтому государства Шенгенской зоны принимали решения самостоятельно в случае кризисов. Например, Финляндия в ноябре 2023 года на месяц закрыла сухопутные КПП с Россией из-за того, что просители убежища представляли серьезную угрозу национальной безопасности и общественному порядку. Эти ограничения несколько раз продлевались и продолжают действовать до дальнейшего уведомления.

Какие правила будут применять в случае угрозы здоровью граждан

Новая редакция Шенгенского кодекса вводит специальные положения для борьбы с чрезвычайными ситуациями, такими как пандемии. Эти правила будут применяться на внешних границах.

Согласно статье 21a, для защиты общественного здоровья разрешено вводить временные ограничения на въезд в страны Шенгенской зоны, проводить тестирование, карантин и самоизоляцию. Полный список допустимых мер в статье не приведен, но указано, что они должны быть пропорциональными и не дискриминирующими. Эти меры разрешено применять только в исключительных случаях и на ограниченный период.

Как будет работать система

При необходимости Совет ЕС на основе предложения Еврокомиссии примет регламент, в котором будут перечислены все ограничения, условия въезда, а также список лиц, на которых запреты не распространятся.

Некоторые категории путешественников будут освобождены от ограничений независимо от целей их поездки, включая:

  • Граждан ЕС, резидентов с национальными долгосрочными визами и членов их семей.
  • Медицинских работников, исследователей в области здравоохранения и персонала по уходу за пожилыми людьми.
  • Пограничников.
  • Транспортный персонал.
  • Дипломатов, сотрудников международных организаций и приглашенных ими лиц, а также военнослужащих, гуманитарных сотрудников и сотрудников гражданской защиты.
  • Транзитных пассажиров.
  • Лиц, путешествующих по неотложным семейным обстоятельствам, таких как свадьба, похороны или срочная помощь близкому родственнику.
  • Моряков.
  • Лиц, нуждающихся в международной защите или выезжающих по другим гуманитарным причинам.

При необходимости в регламент могут быть включены дополнительные категории граждан, например сезонные и высококвалифицированные рабочие, а также члены семей для воссоединения.

Практическое применение

Как это будет работать на практике, покажет время. Предполагается, что в ситуациях, аналогичных пандемии COVID-19, меры будут приниматься более централизованно, а запреты на въезд для граждан третьих стран будут вводиться не на уровне каждого государства, а на уровне всего ЕС.

Новые меры могут упростить планирование поездок в случае чрезвычайных эпидемиологических ситуаций. Путешественникам не придется искать информацию по каждой стране Шенгенской зоны отдельно, как это было в 2020 и 2021 годах.

Изменения в Шенгенском кодексе

Проверки на границах

Поправки уточняют цели проверок, проводимых на границах между странами Шенгенского соглашения. Регулируются правила передачи граждан третьих стран, которые незаконно пересекают внутренние границы, а также определяются случаи, когда можно восстанавливать временный пограничный контроль между Шенгенскими странами. Устанавливаются порядок и сроки введения ограничений.

Проверки на границах

Поправки внесут изменения в статью 23 "Проверки на территории". Сейчас в ней говорится, что на внутренних границах разрешено проводить полицейские проверки, связанные с безопасностью, например, для поиска и поимки преступников. В новой версии статьи, кроме полицейских, добавлены "другие публичные полномочия" и конкретные цели проверок. Кроме борьбы с трансграничной преступностью, к ним теперь будут относить снижение нелегальной миграции и сдерживание распространения инфекционных заболеваний.

Передача граждан третьих стран

Процедуру передачи граждан третьих стран, задержанных в зонах внутренних границ полицейским контролем, будет регулировать новая статья 23a. Теперь государства-члены Шенгенского соглашения смогут совместно патрулировать приграничные территории и оперативно возвращать нарушителей в страну, из которой те прибыли, даже если между двумя государствами нет пограничного контроля.

Временный пограничный контроль

Критерии для временного восстановления пограничного контроля на внутренних границах между странами ЕС перечислены в статье 25 действующего кодекса. В новой редакции добавлен перечень ситуаций, которые могут быть признаны серьезной угрозой. К ним относятся:

  • Террористические инциденты или угрозы от организованных преступных групп.
  • Чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения.
  • Внезапные крупномасштабные и несанкционированные перемещения граждан третьих стран между государствами-членами Шенгенской зоны, если это ставит под угрозу работу пограничных служб.
  • Крупные международные мероприятия.

Совет ЕС отмечает, что страны должны восстанавливать контроль на внутренних границах только в случае необходимости и пропорционально обнаруженной угрозе. Также следует проверять, не могут ли цели безопасности быть достигнуты другими способами. Например, во время пандемии COVID-19 страны действовали несогласованно, каждая вводила свои меры и ограничения. Теперь у государств-членов Шенгенской зоны будет возможность действовать скоординированно.

Порядок и сроки введения ограничений

Изменения коснулись статьи 28, которая в действующей редакции называется "Специальные процедуры для случаев, требующих немедленной реакции". В новой версии фокус смещен на здравоохранение и случаи, когда чрезвычайная ситуация ставит страну под угрозу. Ранее страны могли вводить временный пограничный контроль в случае угрозы общественному порядку или безопасности, теперь решение будет принимать Еврокомиссия.

Государства-члены Шенгенского соглашения имели право немедленно ввести пограничный контроль на внутренних границах на срок до 10 дней, а затем продлевать его каждый раз на 20 дней, но в сумме не больше чем на два месяца. Теперь продлевать ограничения разрешат на периоды до шести месяцев.

Обновленный кодекс устанавливает максимальную продолжительность возобновленного пограничного контроля до двух лет. В исключительных ситуациях этот срок можно продлить еще дважды по полгода, то есть суммарно до трех лет.

Заключение

Теперь у ЕС будет четкий план действий, который на законодательном уровне регулирует процедуры для защиты граждан в случае резкого распространения какого-либо заболевания.

При этом новый кодекс ослабляет полномочия стран в части введения временного погранконтроля при угрозе жизни и здоровью граждан. Теперь решения будет принимать Еврокомиссия. Эти нововведения добавляют прозрачности и делают механизмы более централизованными. Скорее всего, путешественникам во время чрезвычайных ситуаций станет проще ориентироваться в правилах въезда в разные государства — члены Шенгенской зоны.

Если большое количество нелегальных мигрантов будет пытаться попасть в страну Шенгенского соглашения через внешнюю границу, угрожая безопасности граждан, власти смогут ограничить часы работы КПП или временно их закрыть.

На границах между странами Шенгенской зоны постараются минимизировать внутренний погранконтроль, расширяя права полицейского контроля. Ранее граждане третьих стран могли относительно спокойно перемещаться по всей Шенгенской зоне, даже если у них не было права пребывать в каком-то из государств. Теперь нарушителей станет проще отслеживать и возвращать на территорию страны, в которой они законно могут находиться.